Не хотелось начинать со слов про то, что
в древности каждый сам был себе кузнец,
но придется. Итак начну…
В стародавние времена, в каждой семье был мужчина знавший кузнечное дело. Руду они добывали на болотах, сами её переплавляли, сами же отковывали с нее изделия для быта домашнего и не только домашнего. А так как где-то болот было меньше, а где-то больше, - то и руды добывалось в разных местностях по разному. Сам процесс был «под силу и ребенку», руда скапливается на дне озерц болотных в виде шариков, размером от горошин и до размеров боба. Вся задача, - собрать эту руду и поместить в земляную печь предварительно загруженную дровами. На выходе по прогоранию дров, в углубление с самого низа печи-ямы, пористая тестообразная масса скапливалась в болванку кричневого железа. Следующий этап самый интересный, он уникален по своему влиянию на свойства металла, которое кузнец уже и использует в работе. Кричное железо превращалось в металлическую пластину ковкой на наковальне, из него выходил сок, так называется жижа которая выходит при этом, и образовывался металл с древовидной структурой рисунка. Проверялось качество металла, невообразимым по сегодняшним меркам испытанием, - в землю втыкался лом и плашмя по нему ударяли пластиной пяти сантиметров ширины, если метал не трескался и не ломался обернувшись вокруг лома несколько раз, - то работа молотобойца принималась. Именно этим был известен металл Демидовский, под маркой старого соболя, за который платили за год вперед. Не имея гарантий, что заводы смогут выработать этот метал, и надеясь что при короткой навигации не потонут баржи с их металлом.
Итак, кричное железо. Получали кричное железо, поначалу – не сами кузнецы, у них бы иначе времени не осталось на саму ковку, а обычные люди, так сказать в домашних условиях (да и не было тогда производства как такового). Дома же перековывали болванки в пластины, бить приходилось бывало и несколько дней. Но это тот вид работ который не требует особых навыков и его может выполнить любой крепкий человек, но как итог, - есть материал с которым, либо идти к кузнецу, либо можно самим выковать необходимое. Но и раньше и сейчас вершина кузнечного дела считалось изготовление бритвы! Из-за тонкости кромки острия нужен большой опыт в закаливании, науглероживании железа (цементации углеродом поверхности изделия в герметичных чанах наполненных углем битым), и самое важное, – наваривании на остов будущего изделия, стального одеяния, которое хорошо держало бы заточку при пользовании бритвой. Использовались методы и варки металла сделанного из кричного железа, и именно болотная руда дала название известному во всем мире своими мифическими свойствами металлу, – Булату.
Но столь высокого качества металл, с рисунком дерева, который значительно позже сделал своей маркой промышленник Демидов, не нуждался в особых выделках и применялся таким какой он есть, блистая своими серыми переливами и был на ощупь теплым (изделия таковы и по сей день). А во времена Петра, когда изделия русские начали поступать в европу, хлынул поток купцов за металлом российским и начались поиски в изготовлении металлов подобных, из руд добываемых в шахтах и карьерах европы. Но даже бессемеровская печь Шеффилдовских производств не давала металл сравнимый с древовидной структурой металла Российского. Началась повальная скупка металла сырца из России, оставляя взамен российским кустарям в работу, лишь использованные рессоры поездов «англицкой литостали». И наводняя рынок изделиями сделанных в иностранных кузнях и мастерских, металлов добычи и производства иностранных заводов и мануфактур, уменьшая ценность труда наших кустарей, ускоряющих темпы производств в попытке выжить.
Так что же делали наши предки в своих домашних кузнях, и у кузнецов, которых было бесчисленное множество по всей Руси?.. То же самое что и сегодня бы кузнец делал, утварь для быта, и бритвы в том числе, вполне современного образца, в оправе. Бритвы были двух типов; прямые и дугообразные, сегодня существует до сих пор расхожее мнение об удобстве в использовании дугообразных бритв. Эти два типа в небольших вариациях и комбинациях, были распространены на территории Руси и государства Российского до самой революции. Общая интересная особенность у них была, клиновидность самой бритвы и способ заточки путем стачивания всей плоскости, в отличие от других видов и типов бритв использовавшихся в мире, на протяжении истории такого важного предмета в жизни всех без исключения культур и занимающее важное место в укладе жизни В свете этих данных становиться понятно почему скифов, кочевников с выпуклой бритвой, разделяли от Русов землепашцев. Потому как, даже вроде бы в таких бытейских вопросах, это разные нации, возможности для экспериментов и накопления знании, у оседлых народов – больше.
Интересно что бритвы скифов, были даже в Риме в обиходе, и были они в складных оправах, но не было подобных русским бритв форм, – потому как римляне пользовались достижениями лучшими с захваченных территории, а Русь они никогда не захватывали. Уже значительно позже, сперва французы, а потом и англичане, скопировали с русских бритв формы, и хотя нигде даже не было предпосылок на появление сегодняшней бритвы, - неожиданно произошел расцвет русского типа бритв в Европе, практически повсеместно. Сначала, эта перенятая бритва, – была линейкового типа практически без хвостика, с утолщенной шейкой, в складной оправе, и относится начало этого этапа в истории бритв, ко времени жизни Петра (с завершением в начале девятнадцатого века), времени когда началось нашествие иностранщины под видом купцов, в Россию.
В именно это время начинаются лихорадочные поиски методов производства металлов Бенджамином Хантсмэном, известным сталеваром ставшим по своим изысканиям. И даже более того он настолько преуспел в производстве качественной для европыстали, - что его изобретения поставило Англию на первое место по производству стали в европе. И даже приписано было к нему изобретение классической бритвы в её сегодняшнем виде, хотя первые такие бритвы появились только через восемьдесят лет. Так что же стало такой ошибки причиной, – самая обычная ошибка. Заключалась она в том, что качество сталей и выделка из них изделии проверялась странным методом, готовые инструменты швырялись об каменный пол. И если они не ломались не трескались и оставались функциональны – то такое изделие считалось качественным, и дальше уже шли практическое удобство простота, в оценку. Результатом неустанных поисков в методах сталеварения и выделки из него изделий, становилось огромное количество обломков, которые практичный Бенджамин, превращал в первые станки мотыжного типа. Которые последующие сто лет, приписывая себе открытие, придумывали изобретатели и во Франции, и в Америке, и даже в самой Англии.
Постепенно все забыли что он показывал свой металл на бритвах, а запомнили что он сделал первую бритву, совсем упуская что это была мотыжного типа бритва и что она была из отходов неудачных, а бритвами он доказывал и проверял качество металла своего.
Проверку качества выделки, мастерства кустаря и работу с металлом кузнеца, показывают на бритвах. И этого не удалось избежать ни одному искателю идеального металла, даже Аносову, изобретателю и восстановителю техник производства и выделки металлов булатных, который блистал на выставках в англии булатными бритвами. Что брили вдвое втрое больше бород без правки. Поэтому и делали бритвы в показательность своих работ и умения, как знак высшего качества металла и работы мастера, – производители металлов и кустари. И даже царям дарили именно бритвы в доказательство качества металла и работы, и было это признанием высшего умения кузнеца. В Воткино царю дарили пару бритв сделанные по Аносовским идеям добавить платину в металл, у Варыпаева царь сам участвовал в выковке и выделке своей бритвы, а Варыпев был признанным мастером медицинских инструментов и проверяли его изделия именно,– швырянием об каменный пол.
Потом согласно истории произошло появления хвостика, вернее, его распрямление, до этого на французах старых например, его нет вовсе, как и на английских. При соединении двух типов русских бритв в сегодняшний классический, он выпрямляется и шейка утоньшается , просто это заняло 100 лет, из-за косности мозга европейцев и консерватизма, но удобство в пользовании, - внедрило этот, прямой тип сразу. Итак когда в Европе была линейкового типа бритва, - Россия пользуется все теми же двумя типами, переходя постепенно на бесхвостый. Хвост скрученный с ручной блокировкой, зажимом в руке, возможностью крепкого прямого хвата, как в сегодняшних бритвах, удобно использовать брея другого, та техника что применялась брадобреями того времени. При распрямлении хвостика, это осталось возможно, из-за утоньшения шейки, а утоньшилась она автоматически, так как распрямленный хвостик подразумевает конусовидный сход толщины к лезвию. В России так и применяется бесхвостый тип бритв, до самой европеизации богатых и правителей, перенимавших все европейское, забывших заветы предков.
Еще до образования государственности на Руси, до появления князей, до громыхания Великого Новгорода, в вотчинах новгородских находят сегодняшнего типа бритвы. Те самые два типа бритв, и их вариации, как в оправе, так и без неё. Окончательное появление тонкой шейки и распрямление хвостика бритв, произошло после непродолжительного пребывания Наполеона в России. Посрамленный Наполеон бежал, и русская армия вошла в Париж и расквартировалась, познакомив местное население с приборами которыми они пользовались, подчас и не гнушаясь продать их или обменять на что либо европейское. В тот же год, в культуре и принципах изготовления бритв произошли разительные перемены, если не сказать полностью изменились формы, глобально по своим масштабам, бесповоротно и окончательно. Уже второй раз уклад Руси влиял на европейское самосознание и безоговорочно занимал прочное место в головах Европы, своей простотой и удобством конструкции, качеством исполнения работ кустарных дел мастеров и восхитительными свойствами металлов, из которых они были выполнены.
И если Хантсмэн появился как ответ на металлы русские и изделия из него, знакомство с которыми произошло через «заграничные учебы» эпохи петровских времен, то после глобализации сталей исследователя, был создан златоуст, и именно в златоусте проявил себя Аносов, как ответ на появление металлов производственных из Европы. По заказу государства был создан Златоуст как город мастеров, и как центр исследования металопроизводства, когда поняли что Россия наводняется всевозможными скобяными товарами из Европы. Понимание правителей и представителей интеллигенции, правящей элиты, уже тогда был очарован «евро красотой» и они не видели уже красоты самобытности в изделиях своих кустарей. Требуют от них изделий уровня и вида иностранного. В итоге, кустарное производство до Аносова, с 1800го и после,– вышло в мировые лидеры и уровень признанный на самом верху потребителем. Задача была выполнена. И вторили моде европейской, уже во времена Пушкина, хоть крепостные кустари и не давали того наполнения, чтоб европейское засилие затмить количеством.
Еще за долго до мануфактурно-промышленного подъема и экспансии были попытки наводнить наш мир дешевыми изделиями рабов, только рабами можно назвать трудящихся за гроши, тех кому нет выбора и некуда деться … но разве могут они с любовно, до каждой мелочи пройденной и отслеженной работы сравниться. И берегли изделия очень, так как ценили металл и свою работу.
Было в истории попыток привить привозного металла изделий множество, до сих пор их находят археологи за околицами поселений, так как ломались они и не считалось что их можно перековывать, понимая это выбрасывались они в сыру землю.
Это какой же должен быть менталитет, что бы тысячу лет, а то и больше, - делать и использовать одного и того же типа и вида бритвы. Которые приняли в итоге все народы мира, – настолько он был самодостаточен и не требовал большего, не требовал изменении. Что в итоге и понял мир.
Существовало множества форм бритв в мире, но не было лучше и удобнее той, которая в итоге мытарств и перепетий стала общемировым стандартом, обозванной и опасной и клинковой, но ставшей классической, - Бритвы Русской!
Эпилог:
Если вам показалось что статья, нарушит ваше понимание и интерпретирование истории, допустит что она была другой, - то, то что вы считаете нарушением злостным, где вы не согласны и считаете, что многое утрировано автором, – считайте литературным ходом. На то это и статья, что вольно обращение автора с историческими фактами не требует научного подтверждения, те кто занимаются вопросом всерьез смогут, сами найти подтверждения, сложив их воедино и сделать выводы.
Архимед
п.с. Выкладываю незаконченную статью, так как ближайшие надели не будет времени доработать её. Хотелось бы в окончании статьи, отметить развитие кустарного производства девятнадцатого века России.